Резервуар рассчитан на работу при близком к атмосферному давлении (избыточное давление паров до 0,04 МПа) и может устанавливаться ниже уровня планировки грунта (допустимое заглубление – не более 1,2 м от поверхности земли до верхней образующей) . Согласно стандартной классификации ГОСТ, горизонтальные стальные резервуары выпускаются типорядами P-5 до P-100, включая резервуар типа P-50 номинальным объемом 50 м³, применяемый для хранения нефти и нефтепродуктов. Подземная установка резервуара обеспечивает лучшую термостабильность топлива и пожарную безопасность, однако накладывает особые требования к монтажу, эксплуатации и контролю состояния емкости.
Резервуар объемом 50 м³ является ответственным сооружением, от которого зависят экологическая и пожарная безопасность объекта (автозаправочной станции, склада ГСМ или нефтебазы). Безопасная работа обеспечивается при правильном проектировании, качественном изготовлении и монтаже, а также при строгом соблюдении правил технической эксплуатации. Каждый действующий резервуар должен быть постоянно укомплектован всем предусмотренным проектом оборудованием (трубопроводной арматурой, замерными устройствами, дыхательной арматурой и пр.) и поддерживаться в исправном рабочем состоянии. Разукомплектация или эксплуатация емкости с неисправными устройствами, течами или повреждениями категорически запрещается, так как может привести к аварийной утечке топлива и возникновению пожара.
Конструкция и паспортные данные резервуара
Условное обозначение резервуара
Резервуары должны изготавливаться как надземной (Н), так и подземной (П) установки.
Схема условного обозначения резервуара:
РГС 50 П1 1000 А Т С УХЛ1 │ │ │ │ │ │ └─ Вид климатического исполнения и категория размещения │ │ │ │ │ └───── Вид исполнения по сейсмостойкости: │ │ │ │ │ С0 — сейсмичность по шкале MSK-64 до 6 баллов включительно │ │ │ │ │ С — сейсмичность по шкале MSK-64 свыше 6 до 9 баллов включительно │ │ │ │ └────────── Т — указывается при необходимости теплоизоляции │ │ │ └───────────── А — указывается при необходимости внутреннего антикоррозионного покрытия резервуара │ │ └────────────────── Величина заглубления, мм │ └──────────────────────── Комплектация подогревателем: │ П1 — внутренний с U-образными элементами └───────────────────────────── Номинальный объем, м³ РГС — резервуар горизонтальный стальной надземной установки РГСП — резервуар горизонтальный стальной подземной установки
Рисунок 1 — Схема условного обозначения резервуара
Резервуар 50 м³ представляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд диаметром порядка 2,0–2,5 м и длиной около 10–12 м, изготовленный методом сварки из листовой стали толщиной, рассчитанной по прочности. Конструкция емкости включает обечайку (цилиндрический корпус) и днища особой формы (как правило, конические или эллиптические донышки согласно требованиям стандарта). Корпус резервуара оснащен технологическими патрубками: горловиной-люком для обслуживания (у подземных емкостей люк выведен в горловину-колодец для доступа с поверхности), заливной трубой для наполнения, трубой отбора топлива (слив), дыхательной трубой для сообщения с атмосферой, а также штуцерами под уровнемеры, сигнальные датчики и прочее оборудование по проекту. Все соединения и фланцы выполняются герметичными, с прокладками из маслобензостойкой резины, рассчитанными на контакт с бензином и дизтопливом. Снаружи резервуар покрыт защитным антикоррозионным слоем (битумным или эпоксидным покрытием), предохраняющим металл от почвенной коррозии, а внутренние поверхности при необходимости могут иметь антикоррозионную обработку или консервирующее покрытие для хранения топлива. На корпусе резервуара закреплена металлическая табличка (шильдик) с указанием основных паспортных данных: наименование завода-изготовителя, условное обозначение типа емкости, заводской номер, дата (год) изготовления, расчетное рабочее давление, номинальный объем и масса резервуара. Эта маркировочная табличка должна находиться в легко обозримом месте и сохраняться в течение всего срока службы емкости.
Каждая выпущенная емкость проходит приемо-сдаточные испытания на заводе и получает технический паспорт. Паспорт резервуара содержит сведения о материале и толщине стенок, результатах гидравлических испытаний на прочность и герметичность, данные о сварных швах и результатах контроля, а также градуировочную таблицу вместимости (калибровочную характеристику) – зависимость объема топлива в резервуаре от уровня (высоты налива). Наличие градуировочной таблицы и поверка резервуара необходимы для учета количества отпускаемого нефтепродукта. Паспорт оформляется по ГОСТ и входит в комплект технической документации, передаваемой заказчику вместе с резервуаром. В течение эксплуатации вся техническая документация (паспорт, сертификаты, акты испытаний) должна храниться у эксплуатирующей организации. При любых изменениях конструкции или ремонтах в паспорт вносятся соответствующие отметки.
Монтаж и ввод в эксплуатацию
Установка (монтаж) подземного резервуара 50 м³ должна выполняться в соответствии с проектом и строительными нормами под надзором ответственных специалистов. До начала работ по монтажу необходимо убедиться, что подготовлено соответствующее основание и приямок для емкости. Основные этапы монтажа подземной стальной емкости:
- Подготовить котлован требуемых размеров. На дно укладывается основание – песчаная подушка достаточной толщины либо сплошная железобетонная плита-фундамент (в зависимости от проекта). Основание необходимо для равномерного распределения нагрузки и защиты днища резервуара от контактирования с грунтом;
- Опустить резервуар в котлован с помощью подъемных механизмов (крана) на подготовленное основание. Резервуар устанавливается строго горизонтально (с небольшим проектным уклоном в сторону сливного устройства) и фиксируется во избежание смещений;
- Выполнить присоединение всех трубопроводов: труб наполнения и слива топлива, вентиляционной (дыхательной) линии, измерительных линий и т.п. Все фланцевые соединения должны быть затянуты и проверены на герметичность, установлена необходимая арматура (клапаны, дыхательные клапаны, огнепреградители на вентиляцию и др.). Одновременно производится монтаж средств контроля (уровнемеров, датчиков утечки, сигнализаторов) согласно проекту;
- Произвести обратную засыпку: резервуар засыпается грунтом (песком или песчано-гравийной смесью без крупных камней) слоями с тщательным послойным уплотнением. Засыпка выполняется до верха горловины, при этом высота покрытия грунтом над телом резервуара обычно составляет от 0,5 до 1,2 м (согласно требованиям ГОСТ максимальное заглубление 1,2 м) . Если по условиям грунтов возможен высокий уровень грунтовых вод, могут применяться специальные анкеровочные устройства или железобетонные плиты для предотвращения всплытия пустого резервуара. После засыпки монтируются наземные элементы: крышка горловины колодца, вентиляционная труба необходимой высоты, устройства замера уровня и т.д., а также выполняется присоединение резервуара к контуру заземления.
Перед вводом резервуара в эксплуатацию проводится его испытание и проверка. Новая емкость должна быть протестирована на прочность и плотность гидравлическим испытанием – заполнением водой (либо воздухом с мыльной эмульсией, если допускается пневмоиспытание) до определенного уровня и выдержкой под контролем отсутствия утечек. Также обязательна поверка вместимости – градуировка резервуара. При первичной градуировке емкость калибруется с помощью мерников или уровнемерных методов для составления точной таблицы объема на каждый уровень заполнения. Только убедившись в герметичности резервуара и точности его градуировочной характеристики, можно заливать в него товарное топливо.
Важно помнить, что бензин и дизельное топливо различных марок нельзя смешивать в одной емкости. Согласно ГОСТ 1510-84 каждый вид и марка нефтепродукта должны храниться в отдельном резервуаре, защищенном от попадания атмосферных осадков и пыли. Поэтому перед началом эксплуатации следует четко обозначить, для какого продукта предназначена данная емкость (например, нанести маркировку «Бензин АИ-95» или «ДТ (летнее)» на горловине резервуара). При наличии нескольких резервуаров на объекте их нумеруют и маркируют согласно хранимому продукту. Верхние люки и технологические отверстия должны быть плотно закрыты и герметизированы, чтобы исключить затекание дождевой воды или грязи внутрь резервуара. Вентиляционная (дыхательная) линия должна выводиться выше уровня земли (обычно не менее чем на 2 м, а на АЗС – около 4 м высотой) и оборудоваться огнепреградительной сеткой или клапаном, предотвращающим проникновение пламени внутрь резервуара.
Правила эксплуатации резервуара
При эксплуатации подземного резервуара 50 м³ необходимо строго соблюдать технологический регламент хранения нефтепродуктов. Основные правила эксплуатации емкости:
- Заполнение и отпуск топлива. Заполнение резервуара топливом следует производить только через штатный заливной трубопровод (горловину) с использованием герметичного соединения (рукава) от автоцистерны. Перед сливом топлива в емкость необходимо убедиться, что в резервуаре достаточно свободного объема для принятия всего планируемого количества продукта. Перелив недопустим – запрещается превышать максимальный уровень заполнения резервуара, установленный проектом (обычно оставляется технологический свободный объем около 5–10% для температурного расширения топлива). Уровень налива контролируется по уровнемеру или мерной линейке. При достижении 90–95% объема производится отключение подачи (срабатывают верхние сигнальные датчики, если они предусмотрены). Во время приема топлива персонал должен находиться у резервуара, контролируя процесс заполнения. Отпуск (откачка) топлива из резервуара осуществляется насосами через насосно-рукавную колонку или другой раздаточный узел, связанный с емкостью. При этом нельзя допускать сухого хода насоса и полного опорожнения резервуара ниже минимального забора – во избежание захвата воздуха и осадка. Каждый вид топлива отпускается только из предназначенной для него емкости, перекрестное переключение недопустимо.
- Контроль герметичности. Резервуар должен эксплуатироваться только в полностью герметичном состоянии. Все люки, фланцы, пробоотборные краны, датчики должны быть закрыты и уплотнены. Регулярно проверяйте, нет ли запаха топлива вокруг резервуара или следов подтекания по инспекционным колодцам – наружный запах или пятна могут указывать на негерметичность. Вся трубопроводная арматура (вентили, клапаны), предохранительные клапаны, дыхательные устройства должны быть исправны и обеспечивать необходимые режимы работы (например, дыхательный клапан должен свободно впускать/выпускать воздух при дыхании резервуара). Не допускается эксплуатация резервуара при наличии трещин, течей, неисправных приборов и других дефектов – при их обнаружении емкость должна быть выведена из эксплуатации до устранения неисправности. Резервуар 50 м³ является тонкостенным сооружением, чувствительным к вакууму и избыточному давлению, поэтому категорически запрещено блокировать или закрывать дыхательную линию. Дыхательный клапан (или труба) должен постоянно сообщать газовое пространство резервуара с атмосферой, предотвращая возникновение избыточного давления при наполнении и вакуума при отборе топлива. Также следует избегать резкого наполнения резервуара холодным топливом в жаркую погоду (и наоборот) из-за возможного значительного теплового расширения или сжатия продукта – предпочтительно заливать топливо медленно, давая системе успевать выравнивать давление.
- Режим хранения. В нормальных условиях резервуар должен эксплуатироваться в диапазоне температур, предусмотренных для данного топлива (летнее/зимнее дизтопливо и пр.). Подземное расположение частично сглаживает суточные перепады температуры, однако в длительные периоды простоя при больших температурных изменениях в резервуаре может образовываться подтоварная вода (влага из воздуха конденсируется и скапливается на дне). Не допускается накопление воды внутри емкости выше уровня, до которого рассчитано дренажное устройство для ее слива. В конструкции резервуара обычно предусмотрена труба для отвода подтоварной воды или периодической выборки проб (например, через низшую точку – колодец или специальный кран). Эксплуатирующий персонал должен не реже чем раз в месяц проверять наличие воды на дне – для этого после длительной отстойности пробы топлива из нижнего слоя будут показывать наличие воды (пользуются индикаторной пастой на сливном замере или спускают небольшое количество содержимого в пробоотборник). При обнаружении значительного количества воды ее следует откачать (через дренажный клапан или насосом после отстоя) и утилизировать. Хранение топлива должно осуществляться с минимальным доступом внешнего воздуха – все дыхательные отверстия оборудованы клапанами, которые открываются только при перепаде давления, тем самым снижается потерь от испарения. По этой причине не рекомендуется часто открывать люки или замерные трубы без необходимости, чтобы не насыщать резервуар воздухом и не ускорять окисление топлива.
- Эксплуатация на АЗС. Если резервуар используется в составе автозаправочной станции, необходимо соблюдать требования пожарной безопасности на объекте и все регламенты, установленные для АЗС. В частности, территория вокруг резервуара (зона сливной горловины) должна быть обозначена и оборудована средствами пожаротушения (огнетушители, ящик с песком, противопожарный щит). При приеме топлива из бензовоза должна обеспечиваться электрическая связь с землей – автоцистерна и резервуар заземляются между собой и на контур заземления, чтобы снять статическое электричество перед сливом. Заправочные колонки, подключенные к резервуару, также должны быть заземлены и обеспечены огнепреградительными клапанами на случай аварии. Курение и открытый огонь в зоне резервуаров строго запрещены. Персонал должен контролировать, чтобы дыхательные трубы резервуаров не засорялись и были открыты – например, в зимнее время нужно предотвращать обмерзание или закупорку дыхательных клапанов. При правильной эксплуатации подземный резервуар 50 м³ способен надежно работать многие годы, обеспечивая бесперебойное хранение горючего в соответствии с потребностями автозаправочной станции или другого объекта.
Техническое обслуживание резервуара
Для поддержания работоспособности и продления срока службы резервуара необходимы регулярные осмотры и профилактические мероприятия. В организации эксплуатации должны быть разработаны графики технического обслуживания – текущего (ежемесячного, quarterly) и капитального (периодического) ремонтов, согласно отраслевым нормам. Ниже перечислены основные регламентные работы по обслуживанию горизонтальной стальной емкости 50 м³:
- Ежесменный (постоянный) контроль: визуальный осмотр доступных частей резервуара и соединений (горловины, колодца) на отсутствие подтекания топлива, проверка показаний уровнемера (соответствуют ли ожидаемому количеству топлива), мониторинг температуры и давления (если установлены датчики); прослушивание работы дыхательного клапана при наливе/отборе (слабый свист свидетельствует о его функционировании);
- Регулярное техническое обслуживание: не реже 1 раза в месяц проверка состояния вентиляционной (дыхательной) линии – очистка огнепреградительной сетки от возможных загрязнений, проверка свободного сообщения с атмосферой; проверка работоспособности запорной и регулирующей арматуры (клапанов, задвижек) – они должны легко открываться и обеспечивать герметичное закрытие без утечек; контроль состояния антикоррозионного покрытия на доступных поверхностях (в горловине, колодце) и элементов крепления резервуара;
- Периодический осмотр и ревизия: не реже 1 раза в год резервуар подлежит внеочередному обследованию – измеряется степень заполнения осадком и водой, выполняется полный слив подтоварной воды и донных отложений , проверяется работа приборов (уровнемеров, сигнализаторов аварийного уровня), проводится внешний осмотр корпуса (если есть возможность доступа через горловину или путем локального раскопа) на отсутствие значимых деформаций. По нормам ГOST 1510-84 для светлых нефтепродуктов (бензин, дизтопливо) внутренняя очистка металлических резервуаров должна выполняться не реже одного раза в два года , а удаление водно-механических отложений – не реже одного раза в год . То есть примерно раз в 2 года необходимо зачистить резервуар – полностью освободить его от топлива, вскрыть люк и удалить отложения, промыть и очистить внутреннюю поверхность. Зачистка выполняется специализированной организацией с соблюдением всех мер безопасности (газоанализа, дегазации, ограждения территории и т.д.);
- Капитальный ремонт и диагностика: через каждые 5–10 лет (в зависимости от результатов обследований и требований надзорных органов) резервуар подвергается детальному освидетельствованию. Это включает толщинометрию стенок (контроль остаточной толщины и коррозии), дефектоскопию сварных швов, проверку герметичности, при необходимости – ремонт (замена дефектных участков, восстановление антикоррозионного покрытия). При значительном снижении прочности стенок или выявлении трещин резервуар выводится из эксплуатации до проведения ремонта либо заменяется. Наружная поверхность резервуара, находящаяся в грунте, подвергается постоянной коррозионной нагрузке, поэтому применяют комплексную защиту: покрытие битумной изоляцией, обертку геотекстилем, а также электрохимическую защиту. Рекомендуется оборудовать подземный резервуар системой катодной (протекторной) защиты днища и корпуса – установка магниевых анодов или подключение к катодной станции позволит значительно снизить скорость почвенной коррозии . Эффективность работы системы защиты от коррозии следует проверять планово (измерением потенциалов, состоянием анодов). В случае повреждения изоляционного покрытия или выработки протекторов необходимо оперативно восстанавливать защиту, не дожидаясь появления сквозной коррозии.
Все результаты проведенных осмотров, проверок, очисток и ремонтов фиксируются в эксплуатационном журнале или акте. Согласно нормативным требованиям, после каждой зачистки, профилактического ремонта или поверки необходимо обновлять паспортные сведения (например, отмечать дату и объем проведенной очистки, результаты дефектоскопии и т.д.). Это обеспечивает прослеживаемость технического состояния резервуара на протяжении всего срока службы.
Требования безопасности
Эксплуатация резервуаров для горючих жидкостей связана с повышенной пожарной и взрывопожароопасностью, поэтому особое внимание уделяется мерам безопасности. Ниже перечислены ключевые требования безопасной эксплуатации емкости 50 м³ для бензина и дизтоплива:
- Пожарная безопасность. Место размещения заливной горловины (люка) резервуара оборудуется средствами первичного пожаротушения – огнетушителями (порошковыми и/или углекислотными), песком, асбестовым полотном. На видном месте должны висеть инструкции о мерах пожарной безопасности. Запрещается курение, использование открытого огня и искрообразующего инструмента в зоне резервуаров. Электрооборудование (насосы, уровнемеры, сигнализация) должно быть во взрывозащищенном исполнении согласно ПУЭ и другим нормам. Территория АЗС должна быть обеспечена заземлением всех резервуаров и трубопроводов – сопротивление заземляющего контура проверяется регулярно. Вентиляционные трубы резервуаров выводятся на безопасную высоту и оканчиваются огнепреградителями (сетками), исключающими выброс пламени при вспышке паров. Следует соблюдать требования специализированных правил для АЗС и нефтебаз (например, СП 156.13130.2014 – требования пожарной безопасности автозаправочных станций).
- Охрана труда и экология. Обслуживание резервуара должны выполнять обученные и аттестованные сотрудники, прошедшие инструктаж по технике безопасности. К работе с нефтепродуктами допускаются лица старше 18 лет, использующие необходимые средства индивидуальной защиты (например, фильтрующие противогазы при очистке резервуаров, защитные очки, спецодежду, диэлектрические перчатки и обувь при необходимости). Перед спуском внутрь резервуара для очистки или ремонта обязательны мероприятия по дегазации: резервуар освобождается от топлива, промывается, многократно проветривается, производится анализ воздушной среды на отсутствие паров нефтепродуктов. Работы внутри емкости относятся к газоопасным и проводятся по наряду-допуску в присутствии наблюдающего, с применением страховочных поясов и фонарей во взрывобезопасном исполнении. Категорически запрещается проведение огневых работ (резка, сварка) на стенках резервуара, не очищенного от топлива – перед ремонтом емкость должна быть тщательно зачищена и проконтролирована на отсутствие паров, что отражается в соответствующем акте. При подготовке резервуара к ремонту или окраске нужно полностью удалить остатки топлива и отложения, согласно нормативным указаниям , и обеспечить непрерывную принудительную вентиляцию при проведении работ.
- Действия при нештатных ситуациях. В случае обнаружения утечки топлива из резервуара (по запаху или появлению нефтепродукта в грунте, колодцах) необходимо немедленно прекратить эксплуатацию емкости: остановить выдачу топлива, по возможности перекачать остаток в другую тару, окопать место утечки для сбора топлива. Одновременно оповещаются пожарная охрана и экстренные службы. Место утечки изолируется, воспламенившиеся пары сбиваются подачей пены или тонкораспыленной воды (с безопасного расстояния). Персонал обязан действовать согласно плану ликвидации аварийной ситуации, имеющемуся на объекте. После локализации утечки производится откачка пролившегося топлива, сбор загрязненного грунта и последующий ремонт или замена резервуара. Помните, что металл резервуара, контактирующий с бензином, может накапливать статическое электричество – поэтому при любых операциях (слив, залив, очистка) всегда выполняйте заземление. Соблюдение перечисленных мер безопасности и требований ГОСТ обеспечит надежную и безопасную эксплуатацию металлической емкости объемом 50 м³ на протяжении всего срока службы.
Вывод: Технически грамотная эксплуатация резервуара 50 м³ для бензина и дизельного топлива включает контроль за герметичностью, регулярное обслуживание и очистку, а также строгое следование нормативным требованиям (ГОСТ и правилам безопасности). Выполнение всех указанных рекомендаций позволит обеспечить долговечность оборудования, сохранность качества топлива и предотвратить аварийные ситуации при хранении нефтепродуктов.
Надежность, гарантия, быстрая доставка по всей России!
